Вклад Демидовых в историко-культурное развитие России
  Главная   Главная   Новости   Новости   Карта сайта   Карта сайта   Книга гостей   Книга гостей                                                         

( Cтраницы    1 -  2 -  3 -  4 )


Вклад Демидовых в историко-культурное развитие России

Род Демидовых оказал огромное влияние не только на развитие горно-заводского дела и промышленности России, но и на её историческое, культурное, научное, социальное развитие.


Камень из минералогической коллекции Акинфия Демидова
Камень из минералогической коллекции
Акинфия Демидова

Золотыми буквами вписано имя Демидовых в историю Московского университета. В год его основания (1755) братья Демидовы, Прокофий, Григорий и Никита, подарили университету 13 тысяч рублей и минералогический кабинет из шести тысяч предметов, в том числе купленную их отцом во Фрайберге знаменитую коллекцию Б.Генкеля, по которой в 1739-1740 гг. изучал минералогию М.В.Ломоносов. Первые именные стипендии в университете, т.н. Демидовский пансион, были учреждены на средства Прокофия Демидова.

Позднее университету были переданы в дар знаменитые гербарии, огромные естественнонаучные коллекции, библиотеки, не считая безвозмездную поставку Никитой Акинфиевичем Демидовым листового и связного железа для строительства и ремонта университетского здания. На средства Демидовых в университете были созданы первые в России кафедра и кабинет натуральной истории (ныне Зоологический музей МГУ) и музей естественной истории, историческим правопреемником которого стал Государственный геологический музей им. В.И.Вернадского.

Пожертвования братьев Демидовых уже тогда произвели большое впечатление на русское общество и стали предметом для подражания. В своем исследовании о поощряемом Екатериной II меценатском буме князь Васильчиков писал: "Вот те блаженные времена, когда Шереметевы строили странноприимные дома, Куракины - богадельни, Голицыны - больницы, Демидовы осыпали золотом юный Московский университет и только что созданный Екатериною II воспитательный дом".

На строительство и нужды Московского Воспитательного дома один только Прокофий Демидов пожертвовал 1 107 000 рублей серебром. На его средства при Воспитательном доме было создано родовспомогательное отделение, а в 1773 году открыто первое в России коммерческое училище для купеческих детей. 70 тысяч рублей Прокофий пожертвовал на основание дома для подкидышей в Петербурге и больницу, предназначенную для бедных рожениц. Общая сумма его пожертвований на благотворительные цели превысила 4 млн. рублей. И это не считая стоимости четырех тысяч пудов полосного сибирского железа, поставленного с заводов Прокофия для строительства Московского Воспитательного дома.

"Нескучный" сад

Увлечение садоводством и цветоводством у Прокофия было столь велико, что в своем московском имении "Нескучное" он создал богатый редкими растениями ботанический сад, который стал настоящей научной лабораторией. Позднее этот сад наследники Прокофия Демидова преподнесут в дар городу Москве, а собранные им гербарии из 4500 листов станут основой университетского ботанического собрания.

Григорий Акинфиевич Демидов известен как создатель первого в России научного ботанического сада под Соликамском и как корреспондент выдающегося шведского ученого Карла Линнея. О саде Григория Демидова, в котором были собраны растения со всех частей России и некоторых зарубежных стран, с восхищением отзывались известный естествоиспытатель академик И.И. Лепехин и участники Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга - ботаник Иоганн Гмелин и адъюнкт Петербургской академии, путешественник и натуралист Георг Стеллер. Когда Г. Стеллер умер в Тюмени по возвращении с Камчатки, Григорий Демидов позаботился о его коллекции. Основную часть он передал в Академию наук, дубликаты же послал в Упсалу к Карлу Линнею, с которым на протяжении 15 лет Григорий Демидов состоял в переписке и обменивался ботаническими материалами.

В 1994 году мне посчастливилось получить от профессора Стокгольмского университета Марии Ниссер копии 18 писем Григория Демидова и его сына Павла к Карлу Линнею из архива библиотеки университета Упсалы. Большая часть писем написана по-немецки. Сейчас они все переведены на русский язык и очень скоро будут опубликованы Екатеринбургским Демидовским институтом.

Ценя знания и понимая необходимость в высококвалифицированных специалистах, Никита Акинфиевич в 1758 году открыл в Нижнем Тагиле заводскую школу, а затем стал посылать наиболее одаренных учеников из крепостных совершенствовать свои знания на лучшие российские и западноевропейские металлургические предприятия. Благодаря этому на его тагильских заводах "...впервые в истории отечественной металлургии была осуществлена проплавка латуни и впервые на Урале освоена технология проката листового железа...". При его покровительстве и поощрении в принадлежащей ему нижнетагильской вотчине стали активно развиваться художественные промыслы, особенно чугунное литье и лаковая роспись по металлу. Уральские мастера делали не только ажурные решетки, камины, плиты для полов, но и декоративные вазы, бюсты, статуи.

Большие суммы тратил Н.А.Демидов на обучение молодых дарований. Немало крепостных художников по его указанию было направлено из Нижнего Тагила на учебу в Петербург в Академию художеств и даже за границу. В Академии же художеств он учредил медаль "За успехи в механике" для поощрения развития технического творчества.

Никита Акинфиевич первым из Демидовых приобрел "вкус" к собирательству. В 70-х годах XVIII столетия он предпринимает путешествие в Европу, где знакомится с новейшими достижениями в области металлургии и шедеврами западноевропейского искусства. В Париже же Никита Демидов знакомится с молодым Федотом Шубиным, который проходил стажировку в Европе, будучи пенсионером Петербургской Академии художеств. Никита Демидов очень быстро оценил талант молодого скульптора и уже в Париже заказал ему свой скульптурный портрет и портрет своей жены Александры Евтихиевны. Он же пригласил Ф.Шубина в поездку по Италии, в которой его сопровождали А.И.Мусин-Пушкин и князь С.С.Гагарин. Скульптурные портреты супругов Демидовых Ф. Шубин закончил уже в России. Сначала они украшали московскую усадьбу Демидовых в Немецкой слободе, затем на долгие годы "прописались" в фамильном имении Демидовых Пратолино под Флоренцией и только после 1969 года вновь вернулись на родину - в залы Государственной Третьяковской галереи.

Взяв "шефство" над Шубиным, Н.А.Демидов помог ему стать скульптором мирового уровня. Он не только поддерживал его заказами, но и по сути дела помог продлить срок его заграничной стажировки, благодаря чему Шубин получил возможность вновь побывать в Италии, а также познакомиться в Лондоне с особенностями искусства английского портрета. За время путешествия по Европе, которое Н.А.Демидов описал в своем дневнике, опубликованном в 1786 году, супруги Демидовы приобрели немало произведений живописи, скульптур, книг, предметов домашнего убранства, ставших основой фамильной художественной коллекции, которая была приумножена их потомками. Приобретал предметы искусства за границей Никита Акинфиевич очень осторожно, полагаясь на себя лишь в случае разных "диковинных" вещей. В остальном же он советовался со знатоками, известнейшими в будущем коллекционерами и меценатами - графами А.С.Строгановым, Н.П.Шереметевым и князем А.Б.Куракиным.



    По материалам:
  1. Международного Демидовского фонда:      www.indf.ru
  2. Демидова Н.Г. Род Демидовых: прошлое и настоящее". Альманах Международного Демидовского фонда.Выпуск 1. - М.; Изд. "Классика", 2001 г. с. 7-43.

    << назад    далee >>



Сайт разработан и поддерживается Бийским технологическим институтом АлтГТУ
©   Бийский технологический институт
С вопросами и комментариями по информационному наполнению обращайтесь к
Селиверстовой Анне, Ягуткиной Юлии
2005-